?

Log in

No account? Create an account

Давнее | Поновее

Истина где-то рядом

По следам недавней дискуссии в чужом ЖЖ.

Наверное, никто не будет впрямую спорить, что есть очевидные вещи, aka прописные истины. Они не то, чтобы не требуют доказательств, просто доказаны уже такое количество раз, что их и объяснять как-то неловко.
Ну вот например:

- при гриппе нужен постельный режим
- хорошо иметь детей
- супруги спят вместе
- рак - это болезнь, которую надо лечить
- образование помогает в жизни
- хобби украшает жизнь
- заниматься физкультурой полезно

и так далее, и тому подобное...

Но попробуйте сказать что-нибудь такое в ЖЖ!

ВДРУГ, откуда ни возьмись, набегает множество уязвлённых, оскорблённых вами до глубины души (неплохо, правда?) людей, чтобы поведать вам:

- у них проект, горят сроки, на кону увольнение с работы и в такой ситуации никак нельзя ложиться в постель и болеть

- у них не может быть детей, десять лет лечатся или им и без детей хорошо, а вы все задолбали их тюкать и тикать вашими дебильными часиками, или мама их не любила, а её не любила бабушка и прабабушка и эту горькую череду поколений они сознательно решили прервать. А вы всех этих людей сейчас вдарили в самое больное.

- у них муж храпит так, что стены трясутся, постоянно пукает, болеет всей медицинской энциклопедией и спит на железной доске с раскалёнными гвоздями, а они сами просыпаются от полёта мухи и потом годами не могут уснуть

- их тётю Люсю лечили от рака в московской больнице и она всё равно умерла, а баба Маня спасается травками в деревне под Рязанщиной и уже 100500 лет живёт с раком всего организма

- они получили диплом балетно-тракторного училища по настоянию родителей, столько слёз пролили на экзаменах, загубили свою молодость, и всё равно потом пришлось сначала переучиться на машиниста путей сообщения, а потом всю жизнь проработать в школе за гроши. И вы сейчас их вдарили в самое больное!

- они работают на трёх работах, приползают домой заполночь, чтобы проверить уроки у двух дюжин детей и вы своими словами о хобби над ними просто издеваетесь! А ещё их тётя Паша обставила весь дом куколками, продав для этого квартиру в Сочи.

- у них нет ноги, они ходят на протезе, весят 200 кг и никак не могут похудеть, больны обоими видами диабета и своими словами о спорте вы только что... Правильно! Вдарили их в самое больное!

Люди, ау! Вы правда думаете, что ваш один частный случай со многими оговорками делает какую-то погоду? Или каждый, кто хочет помянуть прописную истину, должен извиниться земным поклоном перед всеми, у кого особые обстоятельства? Мы с вами вообще незнакомы, если что.

Не знаю, что тому причиной, какая-то инфантильность, разгул толерантности или кривое понимание модного понятия о границах (которое само по себе очень хорошее и полезное). Как будто бы мир в целом и каждый человек в частности - это их личная большая, всё знающая и понимающая заботливая мама, которая и утешит, и посюсюкает, и выслушает. А миру всё равно. Он тут моими устами энциклопедию цитировал.

***********

UPD По комментариям видно, что я как-то плохо и непонятно обрисовала ситуацию, в которой был высказан тезис и получена парадоксальная реакция. Утрированный живой пример:

Сидите вы в кафе, болтаете по телефону. И в разговоре произносите, с улыбкой и удовольствием: "Танцы - это здорово!"
И вдруг за соседним столиком кто-то начинает громко рыдать и биться головой об столешницу. У вас падает телефон, вы вскакиваете и пытаетесь помочь, и выясняется, что плачет незнакомая девочка с лёгкой хромотой (всё хорошо с виду, но ходит с палочкой, палочку было не видно). Она всю жизнь мечтала танцевать, да вот никогда не сможет. Девочка продолжает плакать и обвинять вас в бездушии.
Шок. Недоумение. Неловкость. Настроение испорчено на весь день.

Наверное, на слова "прописные истины" все среагировали так, будто речь о проповеди или публичной лекции:) Отнюдь.
Удивляет иллюзия людей, что другой должен заранее знать и учитывать всю их подноготную.

***********

Феерический комментарий от Яна:
"В общем, у вас там всё о том, что величина допустимого баттхёрта прямо пропорциональна близости дружбы. Чем больше дружба, тем больше можно и потерпеть, и предусмотреть. Но бывает и такой баттхёрт, который никакая дружба не извиняет. Например ... [вырезано ценз.]"

Comments

( 38 отозвалось — Аууу! )
busenica
Nov. 17th, 2015 01:59 pm (UTC)
По-моему, на категоричные заявления всегда такая реакция у людей.
Другое дело, что если это адресовано не им, а они просто мимо проходили, то нафига лезть. Но тут у кого что болит.
А вот если бы конкретно мне кто-то что-то такое написал (какую-то из "истин", с которой я не согласна), то этот человек был бы справедливо послан.
arctic_willow
Nov. 18th, 2015 08:40 am (UTC)
Да, речь именно о ситуации "каждый скажите за себя" и когда мимо проходили. В личной беседе действуют иные законы. Например, можно знать "особые точки" знакомого и заботливо их обходить.
catherin_jj
Nov. 17th, 2015 02:12 pm (UTC)
Я не знаю, насколько тебе будет забавен тот факт, что я есть в одном из твоих примеров, - хотя я обычно не приходу к неизвестно кому объяснять, почему вот так вот, но это единственное отличие.

И читать этот текст мне лично было неприятно.
Кстати, не требуют доказательств и всем известны и следующие прописные истины:
- женщины глупее мужчин
- одни народы лучше других
- тысячи леммингов не могут ошибаться
- с хорошим человеком такого не случилось бы.
Примерно половина из приведённых тобой тезисов - такие же предрассудки. И бесконечное их повторение каждый раз даёт по голове тем, у кого по разным причинам не так.

Я уже прочитала, что моё мнение по этому поводу не имеет значения, спасибо.
mr_murrr
Nov. 17th, 2015 05:15 pm (UTC)
Полностью согласен с Кэтрин.

"Общеизвестность" --- очень относительная штуковина. Помимо того, что в разных социумах "общеизвестными" будут разные наборы утверждений, так ещё иногда таковыми могут оказаться прямо противоположные вещи.

Например, общеизвестный факт о неизбежности победы мировой революции. Чуть более конкретно, по твоим пунктам. Общеизвестно же, что:
- организм сам знает, что ему нужно, а посему если ты физически в состоянии работать при гриппе, то твоему организму это допустимо.
- дети, а более общо --- постоянное увеличение численности населения, --- современный бич человечества, а посему избегать нужно всеми силами.
- всем плевать, где и с кем спят супруги: главное же --- понимание.
- рак --- это наказание божье, лечить бесполезно, результат один.
- все известные миллиардеры --- недоучки.
- хобби --- лишь распыление ресурсов, которые так можно было бы направить на полезную деятельность.
- культура физического тела --- пережиток прошлого; будущее --- за виртуальной реальностью и капсулами жизнеобеспечения типа "Матрицы".

(последнее мне, правда, далось с трудом)

Но реально, ты делаешь ОЧЕНЬ большое допущение, предполагая, что "все" имеют тот же самый базовый набор социокультурных ценностей, что и ты (и твоё ближайшее окружение). В этом-то и прикол интернета. В реальной жизни ты, по большей части, общаешься с людьми, обладающими схожей системой ценностей, потому что круг общения естественным образом выстраивается так. Чужаку туда попасть непросто. А вот в интернете эти границы стёрты. И в споре могут столкнуться те, чьи дороги в оффлайне ни разу бы не пересеклись.
catherin_jj
Nov. 18th, 2015 06:33 am (UTC)
Чужаки находятся не так далеко, как это принято думать. Просто тех, кто ходит ругаться в чужие журналы, видно лучше. И проще считать дураками. Конечно, пришли, испытывают эмоции по непонятному поводу... Истерят чего-то. Больные люди.
Но тут есть ещё одна штука. Я знаю, зачем идти ругаться: во-первых, тебе делают больно, а во-вторых, есть надежда, что что-то изменится, если "все" будут знать, что других людей много. Что нужны доказательства и научное подтверждение того, что мужчины умнее, того, что от детей сплошное счастье, того, что если люди не спят вместе, то они не могут считаться семьей... Вообще, всего, да. Я просто знаю, что на часть тезисов эти доказательства есть. Но на часть - нет, или доказывают не то, что постулируется.

А повторяют прописные истины, вероятно, для того, чтобы получить социальное одобрение и порцию поглаживаний в духе "ах как вы правы".
Ну, да, это нормально - получать волны негатива от тех, кого пытаешься убедить в том, что их не существует или по крайней мере они не должны существовать.
Заголовок не родился - arctic_willow - Nov. 18th, 2015 09:06 am (UTC) - Expand
Заголовок не родился - catherin_jj - Nov. 18th, 2015 09:19 am (UTC) - Expand
Заголовок не родился - arctic_willow - Nov. 18th, 2015 09:22 am (UTC) - Expand
Заголовок не родился - catherin_jj - Nov. 18th, 2015 09:35 am (UTC) - Expand
Заголовок не родился - arctic_willow - Nov. 18th, 2015 10:03 am (UTC) - Expand
Заголовок не родился - catherin_jj - Nov. 18th, 2015 09:45 am (UTC) - Expand
Заголовок не родился - arctic_willow - Nov. 18th, 2015 10:06 am (UTC) - Expand
Заголовок не родился - catherin_jj - Nov. 18th, 2015 09:58 am (UTC) - Expand
Заголовок не родился - arctic_willow - Nov. 18th, 2015 10:09 am (UTC) - Expand
Заголовок не родился - arctic_willow - Nov. 18th, 2015 10:13 am (UTC) - Expand
На все разом. - catherin_jj - Nov. 18th, 2015 02:28 pm (UTC) - Expand
Re: На все разом. - arctic_willow - Nov. 19th, 2015 08:37 am (UTC) - Expand
arctic_willow
Nov. 18th, 2015 09:03 am (UTC)
Витя, если ты по сути комментируешь мой пост, пиши в своей ветке, даже если выражаешь согласие с предыдущим оратором, спасибо. Иначе я начинаю путаться.

Видимо, я не очень точно обрисовала в посте ситуацию, о которой я пишу. Попробую пример.

Вот сидишь ты в кафе с танцевальными приятелями, играешь в настолки, пьёшь чай и трындишь за разное. А лучше даже нет рядом приятелей, ты трындишь по телефону. И в разговоре произносишь, с улыбкой и удовольствием: "Танцы - это здорово!"
И вдруг за соседним столиком кто-то начинает громко рыдать и биться головой об столешницу. У тебя падает телефон, ты вскакиваешь и пытаешься помочь, и выясняется, что это незнакомая девочка с лёгкой хромотой (всё хорошо с виду, но ходит с палочкой, палочку было не видно). Она всю жизнь мечтала танцевать, да вот никогда не сможет. Девочка продолжает плакать и обвинять тебя в бездушии.
Шок. Недоумение. Настроение испорчено на весь день.

Вот примерно так выглядит реакция, о которой я говорю.
Как видишь, речь не о допущении, обобщении, проповеди и прочем. А о ситуации, когда ты сказал кому-то в общественном месте: "Танцы - это здорово!"

Edited at 2015-11-18 09:16 am (UTC)
Заголовок не родился - mr_murrr - Nov. 18th, 2015 12:13 pm (UTC) - Expand
Заголовок не родился - arctic_willow - Nov. 19th, 2015 08:18 am (UTC) - Expand
road_chaser
Nov. 17th, 2015 05:26 pm (UTC)
Вот да, тут соглашусь с комментарием.

А вообще никаких прописных истин нет. Есть жизнь, у каждого своя. Верить в прописные истины, да ещё и навязывать их окружающим - вот это чистый инфантилизм из разряда "все девочки играют в куклы и потому я тоже буду".
Заголовок не родился - arctic_willow - Nov. 18th, 2015 09:08 am (UTC) - Expand
arctic_willow
Nov. 18th, 2015 08:52 am (UTC)
Ну что тут скажешь, мне жаль, что у тебя так. И что я невольно сделала знакомому человеку неприятно. Ты ведь понимаешь, когда пишешь, что мне о твоей ситуации ничего не известно? И это даже хорошо, потому что я предпочитаю знать о людях то, что они сами решили мне доверить.

Перечитала свои тезисы и не заметила среди них предрассудков. Среди перечисленного встречаются исключения, это правда. Образование иногда вообще бесполезно и я знаю людей, счастливо живущих без хобби и так далее. А вот про женщин и леммингов - ну ты сама наверняка подбирала именно абсурдные предрассудки и вредные психологические парадоксы.
Конечно, сплошь и рядом одно не могут отделить от другого. Это плохо и лечится только всяческим просвещением. Надеюсь, когда-нибудь люди перестанут обвинять жертву, дискриминировать женщин по мозгам и народы по текущему состоянию экономики.

Как видишь, твоё мнение я услышала. Последняя фраза расходится с длиной комментария и фактом его наличия, так что не будем её считать, хорошо?
Заголовок не родился - busenica - Nov. 18th, 2015 03:17 pm (UTC) - Expand
Заголовок не родился - arctic_willow - Nov. 19th, 2015 08:16 am (UTC) - Expand
krisvybornova
Nov. 18th, 2015 07:21 am (UTC)
Читала те самые споры насчет совместного сна, о которых идет речь, оттуда и пришла)) Хочу сказать, что скорее согласна с вами. Поскольку комментарий не был обращен ник к ому лично, такая бурная реакция на него выглядит немного странной и даже подозрительной. По опыту, такое возникает в двух случаях: когда человек пишет откровенные оскорбления, и когда ты понимаешь, что он, по сути, прав, и тебе обидно)). Честно говоря, поскольку оскорблений там не было, я бы сказала, что это все же ближе ко второму случаю.
arctic_willow
Nov. 18th, 2015 08:41 am (UTC)
Да-да, это именно о том обсуждении. Спасибо за поддержку! Речь именно о комментарии "в пространство", не личном, потому и так удивляет реакция.
aimha
Nov. 18th, 2015 11:07 am (UTC)
Нормально всё
Давайте придумаем пару аналогий.
Начало двухтысячных, присылаешь по аське ссылку на видео, а у человека интернет со скоростью кадр в 5 минут. Вот вроде ничего, интернет это круто, но человеку становится грустно и обидно.
Или идёшь ты с другом, гуляешь, а тут впереди светофор и можно успеть бегом, чтобы не ждать, ты тянешь его скорее пойти, а у него оказывается нога болит, вроде всё естественно, но ты ж не знала, а ему окажется плохо (побежит - боль, не побежит - печаль, что не оправдал например твоих ожиданий).

Истины тут или не истины, нормальны они или ненормальны, это твой естественный стиль поведения, твоё мнение по жизни. Вот выгораживай его или забей, итог один. Кому-то он сделает плохо, кому-то не сделает. И ты будешь сталкиваться с первым типом по-любому. Смирись уже =).

А вообще, по моему мнению:
- при гриппе человеку плохо и у него проявляются симптомы. И это его дело, что ему делать. Возможно, он знает о последствиях своих "неверных" действий.
- хорошо иметь детей, когда тебе хорошо от того, что ты имеешь детей.
- супруги спят вместе, когда им хочется спать вместе.
- рак - это болезнь. От неё умирают.
- образование помогает в жизни, если оно у тебя правда есть.
- хобби украшает жизнь, а красивые вызывают зависть не реже, чем восторг.
- заниматься физкультурой полезно. Ну тут не поспоришь =)
arctic_willow
Nov. 18th, 2015 11:15 am (UTC)
Re: Нормально всё
Всё, что ты приписал - не опровержения, а уточнения.

Да, я уже привыкла, что есть люди, которые меня поймут и подержат, а есть - которые не поймут и осудят. У всех есть такие люди, если они не гении дипломатии. Что не мешает мне интересоваться мнением и ходом мысли последних.

Несколько сложнее привыкнуть к тому, что от тебя ждут телепатии, но что уж поделать.

Сейчас, я смотрю, модно призывать к смирению:) Захотела придумать список абсурдных призывов смириться, да вот уходить из сети пора.
Re: Нормально всё - aimha - Nov. 18th, 2015 12:57 pm (UTC) - Expand
Re: Нормально всё - arctic_willow - Nov. 19th, 2015 08:09 am (UTC) - Expand
Re: Нормально всё - aimha - Nov. 26th, 2015 12:19 pm (UTC) - Expand
Re: Нормально всё - arctic_willow - Nov. 27th, 2015 06:07 pm (UTC) - Expand
Re: Нормально всё - aimha - Dec. 4th, 2015 08:36 am (UTC) - Expand
Re: Нормально всё - arctic_willow - Dec. 15th, 2015 08:27 pm (UTC) - Expand
0ceanzelle
Nov. 19th, 2015 10:10 am (UTC)
Что-то мне вспомнилось, как в детстве у моего кузена-погодка были жуткие проблемы с зубами. В свои семь-восемь лет он ещё не мог отделить свои проблемы от проблем окружающих, и страшно выл, когда при нём кто-то ел сладкое за общим семейным столом, вопрошая, почему другим детям можно, а ему нет. Вообще-то из этого состояния люди должны к школьному возрасту выходить, но некоторые застревают на всю жизнь, и со своими проблемами уверенно прут против подавляющего (причём не намеренно, а тупо количеством) большинства. Младенческий эгоцентризм заставляет этих переростков считать, что если у них ПРОЕКТ, то окружающие должны терпеть их сопли и не рекомендовать постельный режим или хотя бы убраться и не заражать людей. Ни одно из миллиардов существ планеты, продолжающих род (что как бы нормально) не должно заикаться о детях, если у человека это персональная проблема/бзик. Никто из людей, спящих на одной кровати (а может, ещё и вшестером в одной комнате на одном диване и одной раскладушке в силу условий) не должен вообще о своей организации быта упоминать, даже в свете обсуждения ремонта. И далее по списку. Любую свою проблему незрелые няшечки пытаются превратить в общественное табу. Проще удалиться нафиг от человекоподобной фигни, неспособной справиться со своими страданиями или хотя бы их чётко обозначить. Впрочем, на обозначение своих проблем и отделение их от проблем окружающих нужно дофига решительности, мужественности и прочей рефлексии. А это не каждому дано. Орать проще.
arctic_willow
Dec. 1st, 2015 01:24 pm (UTC)
Dixi
Sergey Sirin
Nov. 2nd, 2016 07:07 pm (UTC)
Познать истину для каждого человека, значит выбрать часть собственных знаний, которые он считает неопровержимыми.
Истина периодически развивается и уточняется только у передовой части человечества.
Истина - это наиболее устойчивая часть имеющихся знаний каких-либо людей, являющаяся основой их убеждений.
Люди, имеющие примерно одинаковое понимание истины легче понимают друг друга и способны объединяться между собой.
Фанатики и консерваторы считают истины являющиеся основой их убеждений неизменными, вечными и абсолютными.
Истина для каждого человека субъективна.
( 38 отозвалось — Аууу! )

На дворе

September 2016
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars